0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Города станут умнее

Города станут умнее. Как горожане смогут выиграть от применения инновационных технологий в городской среде

Автор: Евгения Мамонова

Совсем недавно в России стартовал национальный проект «Жилье и городская среда», направленный на кардинальное повышение комфортности городской среды. Согласно проекту, к 2024 году на 30% должен повыситься индекс качества городской среды, вдвое сократится количество городов с неблагоприятной средой, а также на 30% вырастет средний индекс эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах Российской Федерации.

Максим Невесенко, заместитель директора департамента стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ

Также к 2024 году должно произойти кратное увеличение количества благоустроенных дворовых и общественных территорий, реализованы комплексные проекты по благоустройству городской среды, а также внедрены инновационные технологии «Умного города».

Минстроем России утвержден Стандарт «Умного города», определяющий перечень практических мероприятий по внедрению передовых решений в систему управления городским хозяйством, в разработке которого принимали участие ведущие государственные институты развития, в том числе Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО).

Стандарт формирует основу для применения и тиражирования технологических, решений, в частности систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, энергоэффективного городского освещения, решений общественной и экологической безопасности, сокращение потребления энергоресурсов.

О том, как на практике изменится жизнь обычного горожанина благодаря совместным усилиям органов государственной власти и участвующим в проекте институтам развития, рассказал «Российской газете» заместитель директора Департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО Максим Невесенко.

Повышение эффективности работы с ресурсами — одна из важнейших составляющих программы «Умного города». Грамотное функционирование ЖКХ — это то, что напрямую влияет на качество и комфортность проживания в том или ином городе. Какие конкретно решения планируется предпринять для модернизации ЖКХ?

Максим Невесенко: Технологии, которые будут внедряться в ЖКХ, — это комплекс решений, который позволит сократить объем потребляемых (зачастую нерационально) ресурсов, а значит уменьшить плату за услуги, предоставляемые сегодня ЖКХ, позволит контролировать объем потребляемых ресурсов, а также даст возможность регулировать это потребление самим гражданам. Например, когда мы входим в подъезд, он должен быть всегда освещен, но на это не должны тратиться дополнительные ресурсы. Или, если мы выходим во двор, то тут нас должна встречать красивая и безопасная детская площадка, а за безопасностью во дворе следить интеллектуальная система видеонаблюдения, к которой родители могли бы подключиться из дома со своего смартфона и наблюдать, как дети играют на этой площадке. И многое-многое другое. Все вместе это и будет способствовать повышению качества жизни горожан.

Сокращение потребления ресурсов, в частности, сокращение теплопотерь, невозможно обеспечить, если дом давно не ремонтировался или же ремонтировался с применением устаревших материалов и технологий. Как быть в этом случае?

Максим Невесенко: В этом вопросе проект «Умный город» пересекается с другим национальным проектом — Всероссийской программой капитального ремонта. И здесь огромную роль играют не фантастические технологии, а уже существующие материалы — современные и инновационные, которые, вопреки расхожему мнению, не стоят космических денег, но в итоге оказываются более долговечными и эффективными. За счет таких материалов повышается качество ремонта, а также снижается его периодичность. Исходя из жизненного цикла применение современных материалов обходится гораздо дешевле обычных.

Если же мы хотим снизить плату за освещение придомовой территории или подъезда, то это решается за счет установки, например, датчиков движения.

Управление энергоресурсами невозможно без установки приборов учета. И такие приборы учета должны быть не домовыми, а поквартирными, для того, чтобы можно было отследить сколько ежемесячно тратит та или иная квартира, и можно было бы планировать, сколько она потратит в следующем. Также ЖКХ неотрывно связано с дорогами. Здесь речь идет и о самом дорожном полотне, и о применении опять же инновационных материалов, и об освещении дорог.

Понимают ли местные, региональные власти, что необходимо уходить от принципа «купить подешевле», а стремиться применять, например, в том же капремонте инновационные материалы, внедрять современные технологии в ЖКХ или на транспорте? Ведь в конечном итоге, все эти современные материалы и технологии помогают экономить бюджетные средства.

Максим Невесенко: Представители местных органов власти начинают понимать выгоду от перехода на новые материалы. Об этом говорят цифры. Так, если в 2017 году в рамках капитального ремонта по всей стране было применено инновационной продукции на сумму около двух миллиардов рублей, то по итогам 2018 года — уже почти три миллиарда. Это около 3,8% от общей суммы средств, потраченных на капитальный ремонт. По дорогам также есть позитивные тенденции, так же, как и по всем остальным направлениям такое движение есть. Ведь применение современных материалов не ограничивается только его закупкой. Это и сроки службы, которые гораздо дольше по сравнению с традиционными материалами, и строительно-монтажные работы, которые и легче, и быстрее. Проще говоря, один литр обычной краски стоит пять рублей, а литр инновационной — десять рублей. На первый взгляд, инновационная в два раза дороже. Но только для того, чтобы качественно покрасить поверхность обычной краской необходимо нанести слоя, а для того, чтобы покрасить инновационной краской — достаточно нанести один слой. И в итоге получается, что выгоднее красить инновационной краской.

Еще один интересный пример, это применение композитных материалов в строительстве, в частности, для внешнего армирования зданий. Такая технология стоит не дешево, но в конечном итоге позволяет не только улучшить прочностные характеристики зданий, но и сократить издержки на строительно-монтажные работы. Поэтому, если мы будем учитывать не только стоимость единицы продукта, а просчитывать всю цепочку его применения и эксплуатации, то мы увидим, что современные, инновационные материалы обходятся дешевле, не говоря уже об их эффективности.

Тем более, если мы строим умный город, то он должен быть из современных материалов, которые прослужат, не теряя своих свойств, многие десятилетия. А если мы будем применять материалы, замена которых требуется каждые пять лет, то это будет уже не умный город.

Мало только закупить инновационный материал или технологию, нужны люди, которые смогут правильно применить тот или иной материал или технологию. Что будет делаться или уже делается в вопросе подготовки и переподготовки кадров?

Максим Невесенко: Действительно, применение современных материалов, например, в строительстве очень часто тормозится именно того, что нет людей, умеющих правильно с ними работать. Например, еще несколько лет назад никто не работал с композитной арматурой, просто потому, что не умели ее вязать. Сегодня такие специалисты уже есть. Мы, как Фонд инфраструктурных и образовательных программ, активно работаем по подготовке кадров. В частности, мы софинансируем разработку специальных образовательных программ, которые позволяют специалистам различного уровня и квалификации знакомиться с современными материалами, особенностями и эффективностью их применения.

Одна из таких программ, разрабатывается Ижевским технологическим университетом и группой компаний «Стена» при поддержке Фонда. Ее создание закончится этим летом и далее пройдет апробация. Как и все образовательные программы фонда, эта программа будет дистанционной. На наш взгляд, это самая удобная форма обучения, позволяющая обучаться специалистам разного уровня и подготовки в удобное для них время.

Кроме того, хочется отметить, что Фонд не обошел стороной и вопрос организации независимой оценки квалификации специалистов в рамках проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», к работе привлечены НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии» и ОООР «Союз коммунальных предприятий».

Все технологии или решения, которые хорошо себя зарекомендуют во время апробации в пилотных городах, будут направлены в Банк умных решений. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Максим Невесенко: Банк решений «Умного города», который Минстрой России создал совместно с Ростелекомом, будет постепенно пополняться апробированными и эффективно показавшими себя комплексными решениями, которые можно будет тиражировать на разные города России.

Ключевое условие попадания в Банк решений «Умного города» — это успешное функционирование. То есть это решение должно уже применяться и показывать свою эффективность. Кроме того, Банк формируется на основе принципа вариативности: для одного направления или сферы будет предлагаться несколько вариантов решений, чтобы у города была возможность выбрать именно то, что ему максимально подходит и соответствует местной специфике.

В рамках деятельности Фонда в Банк включены, в частности, решения по диспетчеризации ЖКХ («Мой Дом»), по управлению инженерными системами здания («Ругаджет»), по системам телеметрии, по оптимизации энергопотребления, по интеграционным платформам для ситуационных центров («Элвис-Неотек») и многое другое. В ближайшее время в Банке появятся решения, направленные на повышение качества электрообеспечения и качества питьевой воды.

Читать еще:  Варианты утепления лоджии: особенности электро обогрева

Современные отделочные материалы

В современном интерьере уже нет места простым ламелям, «вагонке» и клинкерному камню. Конечно, в целом материалы для внутренней отделки остались теми же: обои, плитка, разнообразные панели из гипса, лаки и краски. Однако производители улучшили их качество: теперь привычные материалы обладают новыми, ценными в эксплуатации свойствами и необычными формами, позволяющими создавать инновационный дизайн интерьера. Популярность набирают материалы для ремонта, появившиеся совсем недавно.

Внедрение энергоэффективных технологий в строительстве и ЖКХ, оптимизация энергопотребления с одновременным улучшением качества среды обитания – требование времени. Улучшение среды обитания, улучшение экологии – это наши инвестиции в будущее поколение. Это достигается в том числе применением инновационных строительных материалов и энерго-эффективных технологий.

Практический опыт

Один из реализованных проектов – первый в России энергоэффективный жилой дом площадью 246 м 2 , сертифицированный немецким институтом Passive House. Этот дом построен с применением несъемной опалубки из пенополистирола. Тепловой контур здания дополнительно утеплен: использован инновационный утеплитель «Неопор», толщина слоя утеплителя составила 300 мм.

В здании установлены тепловые насосы. Применена рекуперация для подогрева приточного воздуха зимой и его охлаждения в летнее время.

В результате применения энергосберегающих мероприятий потребление тепловой энергии было снижено до величины 24 кВт•ч на 1 м 2 в год, что в 2–4 раза эффективнее любого типового дома.

За счет каких инновационных строительных материалов и энергоэффективных технологий достигается этот эффект?

Несъемная опалубка – одна из таких технологий. Несъемная опалубка представляет собой пенополистирольные блоки, которые собираются в шахматном порядке, по принципу известного конструктора. В результате образуется единая форма для укладки армированного бетона. Тем самым в итоге получается железобетонный монолит, утепленный с двух сторон. Простота и скорость возведения, высокие теплотехнические характеристики, легкость отделки, экономия времени на строительстве, низкая стоимость и высокое качество относят «Домостроительную систему “Мосстрой-31”» к передовым технологиям в области строительства.

Несъемная опалубка имеет малый вес, не содержит токсичных материалов и устойчива к химическим и биологическим воздействиям.

Плюсы использования несъемной опалубки из пенополистирола:

  1. сокращаются сроки строительных работ;
  2. исключается промерзание несущего слоя бетона, не образуются мостики холода;
  3. точка росы выносится во внешний теплоизоляционный слой;
  4. несъемная опалубка является хорошим основанием для нанесения отделочных материалов;
  5. нет предпосылок для появления плесени (бетон всегда сухой);
  6. уменьшается потребление энергии на обогрев помещений зимой и кондиционирование летом;
  7. увеличивается срок службы здания в целом.

Вышеперечисленные достоинства делают теплую несъемную опалубку из пенополистирола очень востребованной в современном монолитном строительстве.

«Неопор» – инновационный утеплитель, который использован в здании. Благодаря графитовым частицам, добавляемым в сырье, теплоизоляционные показатели «Неопора» на 20 % лучше, чем у обычного пенополистирола. Графит, благодаря которому утеплитель приобретает серебристо-серый цвет, значительно улучшает теплоизоляционные свойства. Слой «Неопора» толщиной 10 см по теплозащитным показателям эквивалентен слою минераловатного утеплителя толщиной 18 см.

Политерм – это гранулы вспененного пенополистирола, обработанные адгезивным (клеевым) составом, которые используются для приготовления смеси – полистиролбетон. Полистиролбетон применяется для утепления полов, кровель, перекрытий новых и реконструируемых зданий, изготовления полистиролбетонных блоков разной плотности и типоразмеров.

Пенополистирол. Является одним из наиболее эффективных теплоизоляционных материалов. Он широко применяется при утеплении фасадов, кровель, перекрытий, фундаментов, цоколей как строящихся, так и реконструируемых зданий, строений и сооружений. Имеет малый вес, отличные теплоизоляционные свойства, легкость при производстве различных работ и экономическую выгоду. Также изделия из пенополистирола применяются при утеплении трубопроводов.

Зачастую у специалистов возникают опасения в долговечности полистирольного утеплителя. Однако по результатам испытаний ГУП «НИИМосстрой» прогнозируемый срок службы пенополистирольных плит марок ПСБ-С-Ф-25 (по новому ГОСТ 15588–2014 ППС-16 Ф) и ПСБ-С-Ф-25 «Неопор» производства компании «Мосстрой-31» составляет не менее 100 лет.

Другое опасение связано с горючестью пенополистирола. Однако этот материал не поддерживает горение, при устранении источника огня он самозатухает. Именно это его свойство – самозатухаемость – отражено в обозначении ПСБ-С: буква «С» как раз и обозначает свойство самозатухания. Оно достигается добавлением специальных добавок – антипиренов.

Кроме того, в письме заместителя главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору А. И. Гилетича от 27 июня 2012 года № 19–2-11–2512 разъясняется, что в законе № 123-ФЗ и в принятых поправках к нему отсутствует запрет на применение горючих утеплителей в фасадных системах и устанавливается требование о нераспространении пламени ко всей конструкции в целом.

Класс энергоэффективности зданий

Энергоэффективность зданий – это показатель того, насколько эффективно жилой дом использует в ходе эксплуатации разные виды энергии – электрическую и тепловую (на отоп-ление, вентиляцию, ГВС). Чтобы определить класс энергоэффективности, необходимо сравнить фактические или расчетные значения среднегодового расхода энергоресурсов с нормативными.

При определении энергоэффективности зданий необходимо учитывать климат в регионе, уровень оснащенности объекта инженерными коммуникациями и график их работы, принимать во внимание тип строительного объекта, свойства стройматериалов и множество других параметров.

Помимо таблички с указанием класса энергетической эффективности здания на его фасаде, в подъезде на специальном стенде должна присутствовать дополнительная информация о классификации и ее показателях, включая нормативные значения этих показателей.

К сожалению, по данным обследования теплозащитных характеристик наружных ограждающих конструкций жилых зданий в Москве указанные характеристики не только не соответствуют современным требованиям, но фактически существенно ниже значений, заложенных в проект (см. таблицу). Где же выход?

Энергоэффективный капитальный ремонт

По словам президента РФ В. В. Путина, «свыше 2 млрд м 2 жилой площади в стране нуждаются в ремонте, а 1 млрд м 2 – в немедленном ремонте». Но поскольку Россия – северная страна, то капремонт здесь должен быть энергоэффективным. Имеет место успешный зарубежный опыт. Так, при объединении Западной и Восточной Германии всего за 2 года была произведена санация всех старых зданий в Восточной Германии.

Утепление домов при капитальном ремонте должно быть сделано в обязательном порядке, и выполнять это утепление целесообразно с применением инновационных материалов отечественного производства.

Законодательная база устанавливает требования к повышению энергоэффективности при капитальном ремонте. Например, согласно постановлению правительства Московской области № 62631 от 12 августа 2014 года в п. 1 внесены следующие изменения: «Дополнить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме – работами по утеплению фасада». Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» в п. 6 ст. 11 устанавливает требование: «Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов».

К сожалению, капитальный ремонт производится в очень медленном темпе, и количество нуждающегося в ремонте жилья постоянно растет.

При этом отечественная промышленность полностью не загружена (30 % промышленных предприятий и 30 % строительных компаний находятся на грани банкротства).

Выгоды от капитального ремонта получают все участники строительного процесса:

  1. население – более комфортное жилье, занятость, улучшение качества уровня жизни;
  2. бизнес строительного сектора (промышленные предприятия, строительные компании) – долгосрочный рост портфеля заказов, рост объемов производства, перераспределение в пользу новых проектов, рост промышленного и строительного сектора;
  3. финансовый сектор – увеличение оборотов, привлечение средств в экономику страны;
  4. государство – увеличение налоговой базы, мультипликативный эффект;
  5. общество в целом – эстетическое преображение городов, улучшение экологии, увеличение эффективности.

Компания «Мосстрой-31» внесла предложение об ускоренном проведении капитального ремонта МКД с использованием энергоэффективных строительных материалов и технологий. Суть предложения в том, что под гарантии государства для проведения капитального ремонта привлекаются средства регионов. В этом случае возможно проведение капитального ремонта МКД в ускоренном темпе, срок составит всего 6 лет!

Современный ремонт с применением инновационных технологий

Благодаря своим уникальным качествам покрытия RE-THERM во многих случаях выступают как незаменимое средство в решении вопросов теплосбережения в различных сферах человеческой деятельности.

К уникальным качествам RE-THERM относится: сверхнизкий коэффициент теплопроводности, жидкую консистенцию, простоту нанесения, возможность наносить на горячую поверхность, высокую адгезию, тонкий слой, лёгкий вес, экологическую чистоту, водонепроницаемость, устойчивость к воздействию внешней среды и вандализму, долговечность, приятный эстетический вид.

Жидкая теплоизоляция в строительстве

Строительство сложный и ответственный процесс обусловленный множеством строгих требований и нормативных правил. Теплоизоляционные покрытия RE-THERM отвечают таковым, подтвержденные соответствующими сертификатами и заключениями, их применение допустимо при строительстве и реконструкции жилых помещений, детских и общественных учреждений.

Покрытия RE-THERM выступают комплексно, как защитный слой для конструкций, обладают уникальными свойствами для теплоизоляционных материалов: стойкостью к воздействию внешней среды, способом монтажа (методом окрашивания), малым весом и объёмом, приятным эстетическим видом.

Читать еще:  Каркасный гараж своими руками

Рекомендуем RE-THERM для теплоизоляции:

  • Фасадов зданий;
  • Кровель, перекрытий, конструктивных элементов;
  • Подсобных и подвальных помещений;
  • Трубопроводов холодного и горячего водоснабжения;
  • Тепловых узлов, развязок;
  • Систем кондиционирования;
  • Систем отопления;
  • Тепло- и гидроизоляция межпанельных швов;
  • Оконных и дверных откосов;
  • и другое.

Ремонт и ЖКХ

Теплоизоляция потолка, как и прочих частей помещения – это очень важная тема, ведь от качества теплоизоляции зависит не только количество потребляемого зданием тепла, но и состояние всего помещения и его стен. На сегодняшний день есть много способов и методов утепления. Некоторые из них устарели, а некоторые бурно развиваются вслед за прогрессом современной науки. Лучшая теплоизоляция потолка проводится с использованием самых современных технологий, а именно – наноматериалы. Данный вид теплоизоляции относится к числу жидких материалов, которые имеют массу преимуществ (начиная с финансовых и заканчивая эксплуатационными) перед остальными.

Рекомендуем RE-THERM для теплоизоляции:

  • Стен, фасадов зданий, фундаментов;
  • Конструктивных элементов, межпанельных швов;
  • Мансард, лоджий и балконов;
  • Оконных и дверных откосов (до 20% тепловых потерь происходит через откосы);
  • Зарадиаторное пространство (экранирование от нагрева стены)
  • Трубопроводов холодного и горячего водоснабжения;
  • Оборудования и узлов системы отопления;
  • Технических, подсобных, подвальных помещений;
  • Кровель, перекрытий, ригелей каркасов;
  • Систем кондиционирования;
  • и т.д.

Производство

Производство ключевая и самая энергоёмкая сфера деятельности современного человека. Энергоёмкость производственного процесса неизбежно отражается в стоимости выпускаемой продукции. Теплоизоляционные покрытия RE-THERM позволяют заметно снизить тепловые потери, предотвратить появление конденсата, обеспечить безопасность персонала вблизи высокотемпературного оборудования.

Покрытия RE-THERM обладают достаточной эластичностью, высокой адгезией, стойкостью к воздействию ряда химических веществ, устойчивы к длительным динамическим нагрузкам, перепаду температур и влаги, обеспечивают защиту от коррозии. Покрытия не содержат волокнистых включений, легко моются, отвечают строгим санитарным требованиям на пищевом производстве. Наносятся методом окрашивания на поверхности любого состава конфигурации.

Рекомендуем RE-THERM для теплоизоляции:

  • Технологического оборудования высоких/низких температур;
  • Технологических трубопроводов, задвижек и запорной арматуры;
  • Трубопроводов холодного и горячего водоснабжения;
  • Систем кондиционирования;
  • Систем отопления;
  • Ограждающих конструкций, зданий и сооружений;

Теплоэнергетика

Теплоэнергетика в суровом климате, это сердце общественной жизни. Важно сберечь сгенерированное тепло и с наименьшими потерями передать его потребителям.

Жидкая консистенция позволяет наносить теплоизоляционные покрытия RE-THERM методом окрашивания (в том числе бесконтактным) на арматуру любой формы, не останавливая технологических процессов, в том числе и на участках с затруднённым доступом. Способ нанесения, долговечность, и отсутствие необходимости дополнительной защиты изолируемых поверхностей, обеспечивают значительный экономический эффект применения сверхтонких теплоизоляционных покрытий RE-THERM по отношению к традиционным способам изоляции.

Покрытия образуют защитный антикоррозионный слой, способствуя увеличению сроку службы конструктивных элементов тепловых сетей и её отдельных узлов. Долговечность, ремонтопригодность, стойкость к внешней среде и вандализму делает покрытия RE-THERM просто незаменимым средством для повышения эффективности производства и передачи тепловой энергии.

Рекомендуем RE-THERM для тепло- и гидроизоляции:

  • Магистральных трубопроводов;
  • Участков и узлов тепловых сетей, запорной арматуры;
  • Теплоизоляция воздуховодов, газоходов;
  • Тепло- и гидроизоляция опорных конструкций;
  • Технологического оборудования;
  • Резервуаров и хранилищ;
  • и другое.

Транспорт

Транспорт, это перевозки, а значит вес, объем и постоянная вибрация. Покрытия RE-THERM незаменимы в вопросах теплоизоляции трейлеров, воздушных и водных судов, железнодорожного подвижного состава. Теплоизоляционные покрытия RE-THERM это сверхлёгкий вес, сверхнизкий объем, высочайшая стойкость к вибрации, стойкость к воздействию внешней среды, экологичность.

Теплоизоляционные покрытия RE-THERM обеспечивают общее снижение тепловых потерь в зимний период, защиту от перегрева в летний период, предотвращает появление конденсата, грибковых образований. Покрытия RE-THERM образуют защитный гидроизоляционный антикоррозийный слой, способствуя увеличению сроку службы технических элементов.

Рекомендуем RE-THERM для теплоизоляции:

  • Корпуса судов, поверхности кузовов, рефрижираторов;
  • Узлов и бортового оборудования;
  • Систем воздуховодов и кондиционирования;
  • и другое.

Хранилища

Хранилище, это прежде всего строгое соблюдение технологии хранения. Состав RE-THERM соответствует санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, не содержит волокнистых включений, устойчив к воздействию внешней среды, долговечен, обладает легким весом, стойкостью к воздействию ряда химических веществ. Наносится методом окрашивания на поверхность любой формы и состава.

Теплоизоляционные покрытия RE-THERM обеспечивают общее снижение тепловых потерь в зимний период, защиту от перегрева в летний период, устранение конденсата. Покрытия образуют защитный антикоррозийный слой, способствуя увеличению срока службы конструктивных элементов.

Рекомендуем RE-THERM для теплоизоляции:

  • Поверхности резервуаров и технологических элементов;
  • Узлов трубопроводных сетей, запорной арматуры;
  • Тепло- и гидроизоляция опорных конструкций;
  • Технологического оборудования;
  • Элементов каркаса зданий, перекрытий, кровель;
  • Оборудования и узлов системы отопления;
  • Систем воздуховодов и кондиционирования;
  • и другое.

Нашли ошибку или неточность? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

Инновационные технологии на страже качества автомобильных дорог

Новосибирские дороги ежегодно ремонтируются и так же ежегодно разрушаются. Для автомобилистов весна становится временем испытаний, когда им приходится применять все навыки сноровки и даже интуицию, чтобы объехать скрывающиеся под лужами ямы и сохранить тем самым свое транспортное средство. Возможно ли благодаря использованию инновационных технологий и современных материалов строить дороги, не требующие ремонта в течение нескольких лет? Редакция «КС» организовала и провела круглый стол, на который пригласила дорожно-строительные компании региона, представителей ФАУ РОСДОРНИИ, а также Федерального и Территориального управления автомобильных дорог. В ходе мероприятия участники круглого стола обсудили, каким образом в Новосибирске можно улучшить качество возводимых и ремонтируемых дорог, чтобы они были менее подвержены резким перепадам температур, и как следствие — разрушению.

29 февраля на площадке лофта P4ELA прошел круглый стол, организованный и проведенный редакцией деловой газеты «Континент Сибирь»/бизнес-портала «Континент Сибирь Онлайн» (KSONLINE.RU). Основной темой дискуссии стали инновационные технологии, используемые в дорожном строительстве, их сфера применения и экономическая обоснованность по сравнению с традиционными. Кроме этого, на мероприятии было представлено несколько докладов о технологии укрепления грунтов, специализированной дорожной технике и сравнении различных методов дорожного строительства с точки зрения стоимости.

Участниками круглого стола стали заместитель начальника по строительству МБУ Управление дорожного строительства Сергей Касаткин, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, начальник отдела контроля и качества Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Эдуард Луцык, главный инженер ООО «ТрансПроект» Дмитрий Хлызов, заместитель начальника управления Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Андрей Кебак, начальник технического отдела Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Екатерина Вдовина, директор ООО «Аванта» Камал Гюльмалиев, директор ДСК «Стабилизация» Виктор Зуев, представители компании «Еврострой» Алексей Смагунов и Михаил Шейнов, начальник отдела инновационных технологий ИЦ «ИнДорТех» Юрий Жуков, директор компании «Полимеравтодор» Владимир Комолов, технический директор «Полимеравтодор» Дмитрий Акопов и начальник отдела инновационных технологий и материалов РОСДОРНИИ Александр Босов.

Партнерами круглого стола выступили компании «ИнДорТех» и «Полимеравтодор».

Новое — хорошо забытое старое

В начале мероприятия начальник отдела инновационных технологий и материалов «РОСДОРНИИ» Александр Босов представил доклад о технологии укрепления и стабилизации грунтов. Принцип действия такой технологии заключается в том, что при строительстве дороги в качестве основы используются местные грунты, которые измельчаются и смешиваются с различными добавками. Как оказалось, эта технология не является новшеством — она использовалась еще во времена Советского Союза, имеет в нашей стране действующую нормативно-техническую базу для широкого применения и давно успешно применяется в зарубежных странах. Достоинства этой технологии были подтверждены Александром Босовым на опыте применения стабилизаторов грунтов линейки «ПАРАГОН», которые показали свою эффективность в проектах строительства и ремонта дорог в различных регионах страны.

«В технологии укрепления и стабилизации грунтов инновационными можно назвать две вещи: новые высокоэффективные химические добавки и новое высокопроизводительное дорожно-строительное оборудование, такое как ресайклеры, грунтовые фрезы и передвижные грунтосмесительные установки, — заметил Александр Босов. — Все вместе это позволяет успешно решать вопросы, связанные с устранением слабых грунтов в основаниях дорожных одежд, сокращать сроки работ, получать ощутимый экономический эффект, как на момент строительства, так и за счет увеличения межремонтных сроков эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры».

Юрий Жуков, начальник отдела инновационных технологий «ИнДорТех»

Действительно, необходимой составляющей при строительстве дорожной одежды является основание. Каким бы хорошим ни было дорожное полотно, если грунт будет неустойчивым, разрушение верхнего слоя неминуемо. Именно по этой причине федеральные трассы в Новосибирской области возводятся преимущественно на бетонной основе, что позволяет избежать образования колейности и просадок. Но строительство таких дорог по сравнению с обычным асфальтом обходится государству почти в 1,5–2 раза дороже при одновременном увеличении сроков исполнения работ. Зачастую город и область не могут позволить себе таких расходов ни с точки зрения денег, ни с точки зрения времени. Поэтому в поисках инновационных технологий тема укрепления и стабилизации грунтов приобрела особую актуальность. Примером использования таких технологий может служить метод холодного ресайклинга для ремонта автомобильных дорог. При таком методе измельчается верхний слой асфальта, дробится и смешивается с различными вяжущими добавками с применением спецтехники — самоходного или навесного ресайклера, а затем укладывается снова на дорогу. Применение таких технологий способно дать очевидную экономию, поскольку не требуется дополнительных расходов на демонтаж и вывоз старого асфальта и в разы уменьшаются расходы на покупку нового асфальта. По словам директора ДСК «Стабилизация» Виктора Зуева, Новосибирск на сегодняшний день уже имеет в наличии семь самоходных ресайклеров, основным недостатком которых можно назвать их высокую стоимость и затрудненность работы в стесненных городских условиях. Ценообразование специализированной техники обусловлено прежде всего сложностью исполнения, поскольку она выполняет сразу несколько функций: измельчение, смешивание и укладку, а также ее иностранным происхождением. Однако, как рассказал начальник отдела инновационных технологий «ИнДорТех» Юрий Жуков, высокие стоимостные характеристики и «неповоротливость» самоходных ресайклеров могут быть компенсированы применением навесных ресайклеров.

Читать еще:  Бары и рестораны, которые посещали известные люди

«Если говорить в отношении нашей компании, то мы сами пришли к тому, чтобы начать применять технологию стабилизации грунтов и приобрести в собственность несколько ресайклеров, — рассказал Виктор Зуев. — Изначально наша компания занималась промышленными полами, а затем, решая свои трудности с бетоном, мы поняли, что проблема кроется в основании. Относительно используемых добавок: могу сказать, что мы до сих пор продолжаем экспериментировать и наблюдать за дорогой».

Укрепление грунта как альтернатива песку и щебню

По словам Александра Босова, применяемые современные химические добавки можно разделить на категории: вяжущие, при помощи которых грунт приобретает повышенную структурную прочность, и модифицирующие химические вещества, изменяющие свойства самого грунта, вступая в реакцию с его компонентами. Фактически речь идет о более широком применении технологии комплексного укрепления грунтов, под которой подразумевается совокупность мероприятий по повышению механической прочности и водоустойчивости естественных или искусственных грунтов различного состава и генезиса. Происходит искусственное преобразование грунтов в монолитный, прочный и морозоустойчивый конструктивный слой дорожной или аэродромной одежды путем обработки различными химическими реагентами с их дальнейшим максимальным уплотнением. Как отметил начальник отдела инновационных технологий и материалов «РОСДОРНИИ», процессы стабилизации и укрепления грунтов включают в себя ряд последовательно выполняемых технологических операций — размельчение, перемешивание, дозированное внесение оптимальных добавок вяжущих и других веществ, увлажнение, приготовление растворов, уплотнение. Все это происходит при помощи грунтосмесительных и других машин, обеспечивающих в результате активного воздействия на грунт высокую плотность, прочность и длительную устойчивость укрепленного грунта, как в сухом, так и в водонасыщенном состоянии. Такой подход делает пригодными для более широкого использования местные, в том числе техногенные грунты. Существенным плюсом технологии укрепления и стабилизации грунтов, помимо ее экономичности, Александр Босов назвал отказ от использования привозимых песка и щебня. По сути, при строительстве дороги в этом случае используются исключительно местные материалы, что позволяет значительно сэкономить на их покупке и доставке. Такую точку зрения в рамках круглого стола не поддержала начальник технического отдела Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Екатерина Вдовина. Она рассказала, что в Новосибирской области множество дорог 1-й и 2-й категорий, при строительстве которых невозможно обойтись без песка в силу того, что грунтовые воды слишком близко подходят к поверхности. Однако, как отметил Александр Босов, в таких ситуациях при разработке соответствующего проекта на строительство или ремонт дороги необходимо рассматривать различные инженерные решения, включая применение инновационных технологий и материалов. При этом рассматриваются различные конструкции дорожных одежд, из которых выбирается, на основании технико-экономического анализа и соответствия действующим нормативно-техническим требованиям, наиболее оптимальный вариант.

Технический директор компании «Полимеравтодор» Дмитрий Акопов в своем докладе привел сравнительный анализ различных технологий укрепления грунтов и традиционных методов строительства дорог. По результатам сравнения Дмитрий Акопов рассказал, что с новыми технологиями укрепления грунтов экономия денежных средств может составлять порядка 40% от стоимости работ по традиционным методам. Кроме того, на сегодняшний день стало возможным сокращение сроков строительства одного километра дороги с 20 до 3 дней, использование меньшего количества дизельного топлива — почти в шесть раз, а также исключения работ по предварительной подготовке грунта земляного полотна, а также уменьшение других косвенных затрат при строительстве. Помимо этого, немаловажным является факт, что строительство дорог по новым технологиям еще и уменьшает загрязнение окружающей среды.
«С наступлением кризиса многие коммерческие заказчики стали задумываться об экономической эффективности различных дорожно-строительных технологий, — добавил Дмитрий Акопов. — Некоторые из них стали останавливать свой выбор в пользу стабилизации и укрепления грунтов. В такой период приходится думать не только об экономии на самом строительстве, но и о сокращении расходов на ремонт дороги».
По мнению участников круглого стола, построенные ранее в Новосибирске дороги со временем неизбежно будут разрушаться, и поэтому необходимо изыскивать новые возможности по улучшению качества ремонтируемых дорог. Но для нового строительства вполне реально применять передовые технологии, в том числе стабилизацию и укреплению грунтов, чтобы позволить городским дорогам увеличить свой срок службы.

«Большинство современных трасс уже строится с применением именно этих технологий, — уточнил директор ДСК «Стабилизация». — Например, Казахстан в настоящее время достаточно активно использует стабилизацию грунта. В прошлом году Алтайский край также приобрел ресайклер и теперь постепенно переходит на эту технологию».

«КС» приглашает представителей бизнеса к диалогу. В какой степени инновационные технологии способны позволить строить в Сибири дороги, не требующие ремонта в течение нескольких лет?

Прямая речь

Антон Пимшин,
представитель
ООО «САЙТЕК Сибирь»:

— В современном мире развитие технологий неминуемо, в том числе применительно к специализированной технике. Это обусловлено жесткими требованиями со стороны заказчика — выполнение работ в строго отведенные периоды времени, соответствие требованиям проектной документации, снижение вероятности переделок, перерасхода материалов и ГСМ, наличие квалификации у операторов машин и геодезической службы. За последние несколько десятков лет основным прорывом в области разработок инновационных технологий для дорожно-строительной техники стало усовершенствование систем управления. При помощи военных технологий началось создание систем автоматического правления (САУ), или систем нивелирования. Это позволило не только повысить точность управления и сделать его со временем полностью автоматизированным, но и перенести в плоскость дистанционной формы работы, когда при наличии Интернета управление происходит из любой точки мира.

В основе САУ предполагается установка 2D- и 3D-систем. В первом случае речь идет об оснащении спецтехники ультразвуковыми сенсорами, лазерными нивелирами или отражателями, которыми техника может быть оснащена при выпуске с конвейера. Во втором случае речь идет уже о сложной системе измерения координат и привязке их к местности. По сути дела машина, оснащенная системой нивелирования, будет выполнять работу в автоматическом режиме согласно электронному проекту, который готовят геодезисты в офисе. Использование таких систем снижает утомляемость операторов, повышает производительность таких работ, сокращает сроки сдачи объектов и гарантирует высокую точность выполнения работ согласно нормативным требованиям.

Прямая речь

Дмитрий Акопов,
технический директор компании «Полимеравтодор»

— В нашей стране технология укрепления грунтов может стать универсальной и максимально эффективной. В то время как традиционно при строительстве дороги предварительно проводятся земляные работы, в том числе по устройству основания с применением песка и щебня, в технологии укрепления грунтов можно отказаться от огромного количества привозных материалов и использовать для этого любой тип местного грунта. Пески, ПГС, суглинки, глины, загрязненные грунты, абсолютно любые местные грунты или отходы промышленного производства могут быть использованы в качестве строительного материала. Кроме того, используя при технологии стабилизации специальные минеральные добавки, появляется возможность сократить и общую толщину конструкции дороги.

При укреплении грунтов также снижается расход асфальтобетона, используемого для устройства покрытия. А для дорог V-IV технической категории укрепленный грунт может использоваться и в качестве покрытия.
Технология укрепления в дорожном строительстве применима не только при работе с грунтами при устройстве основания, но и в ремонте существующих дорог, построенных по традиционной технологии. Например, при ремонте щебеночных дорог V категории. Применение технологий укрепления грунтов и холодной регенерации позволяет строить более прочные, более долговечные и водонепроницаемые основания и покрытия с высокими показателями предела прочности на сжатие, на разрыв и на изгиб.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: