Большой ремонт: какие школы Нижнего Новгорода ждет обновление
Большой ремонт: какие школы Нижнего Новгорода ждет обновление
Длительная эксплуатация зданий школ, построенных в Нижегородской области в прошлом столетии, привела к их моральному и физическому износу. Некоторые сооружения частично утратили первоначальные эксплуатационные качества. В ряде случаев здания не соответствуют действующим строительным нормам и правилам. Исправить эту ситуацию призвана региональная программа «Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2020-2029 годы». Как рассказал DomostroyNN глава министерства образования Нижегородской области Сергей Наумов, за время существования программы на капремонт планируется потратить около 13 миллиардов рублей.
Объекты транспортной инфраструктуры, на ускоренном строительстве которых настаивает губернатор Валерий Шанцев и его «команда», в перспективе обернутся для Нижнего Новгорода непосильным бюджетным бременем. «Нюансы» градостроительной политики, когда инфраструктуру, включая дороги, за бюджетный счет тянут на окраины города, чтобы «свои» девелоперы имели возможность заработать на возведении жилых комплексов, превращают Нижний Новгород в подобие лужковской Москвы с ее неизбежным транспортным коллапсом. Но если собянинская Москва сегодня имеет деньги на то, чтобы рубить «хорды», избавляясь от тяжкого наследия Юрия Михайловича, то стремительно теряющий население Нижний Новгород после Валерия Павлиновича будет обречен на вечное стояние в пробках. Не помогут ни 15 километров убыточного метро с тупиковой веткой на Мещеру, ни второй волжский мост, кредиты на строительство которого, как предполагается, будут гасить из средств дорожного фонда.
Проблемы дорожного строительства региона обнажились на прошедшем 28 ноября заседании Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов при Законодательном собрании, где делал доклад министр транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Герасименко. В далеком северном Урене представителей местной законодательной власти собрали, чтобы объяснить им, откуда возьмутся деньги на создание с 1 января 2014 года муниципальных дорожных фондов.
Масштабы проблемы таковы, что даже в материалах к докладу г-на Герасименко, имеющихся в распоряжении «Правды ПФО» черным по белому сказано: «Подавляющее большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов». Предполагается отдать районам акцизы на ГСМ, что пополнит средствами новорожденные дорожные фонды в районах на 42 миллиарда рублей.
В глубине души Александр Герасименко понимает, что у муниципалитетов денег нет
Однако это лишь прогнозы. В действительности на местах никто толком не понимает, откуда возьмутся деньги и как ими распоряжаться, поскольку федеральная инициатива по передаче полномочий по ремонту дорог муниципалитетам очень уж идет вразрез с проводимой последние восемь лет политикой бюджетного диктата со стороны области. Ранее «Правда ПФО» писала о том, что с 1 января 2014 года область перекладывает на районы содержание 21 ФОКа, 24 спортшкол и 10 учреждений культуры.
Для сведения, годовое содержание каждого физкультурно-оздоровительного комплекса обходится в сумму около 40 миллионов рублей. Финансировать объекты предлагается из средств, «сэкономленных» районами от передачи детских садов на баланс области. Понятно, что от такой перспективы руководители на местах не в восторге. Не ждут они чудес и от вновь образуемых муниципальных дорфондов, уже получивших на местах показательное прозвище «новообразования» по аналогии с онкологическими опухолями.
«Все деньги и раньше, и сейчас, и в будущем будут сосредоточены в Нижнем Новгороде, где правительство реализует крупные и очень затратные инфраструктурные проекты», – поделился с корреспондентом «Правды ПФО» на условиях анонимности один из участников заседания в Урене. То, что районам не приходится рассчитывать на масштабное финансирование, подтверждают и цифры. К примеру, министр транспорта и автодорог Герасименко обещает к 2014 году обеспечить 20 (двадцать) населенных пунктов подъездами с твердым покрытием. И это при том, что в 1,5 тысяч населенных пунктов в регионе до сих пор можно добраться лишь по грунтовкам. Для прилегающих к областному центру районов решением могло бы стать присоединение к Нижнему Новгороду, о котором все чаще заговаривают в мэрии города. Ранее «Правда ПФО» писала о планах слияния с Богородским районом и частичном поглощении земель Дзержинска.
Дороги нижегородской глубинки
Однако наибольший интерес для власти представляют земли Кстовского района, за Анкудиновским шоссе. Ранее мы публиковали материалы, раскрывающие хитрую схему проведения инженерных коммуникаций и строительства энергомощностей якобы для нужд IT-парка «Анкудиновка», которые очень пригодились при реализации коммерческих девелоперских проектов. Например, при строительстве ЖК «Цветы» компанией, принадлежащей семье мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина. Теперь стоит вопрос о проведении до «Цветов» благоустроенной автомагистрали. Разумеется, опять за бюджетный счет. К слову, нижегородцы ранее оплатили и строительство автодороги к микрорайону «7-е небо» на Мещере, а также детсада. Туда же, на Мещеру, к 2018 году проведут ветку метро, хотя микрорайон с 20 тысячами жителей довольно сложно считать перенаселенным. Между тем, именно там разместится новый футбольный стадион на 45 тысяч зрительских мест с сопутствующей дорожной сетью.
Эксперты полагают, что запланированные огромные бюджетные расходы по строительству транспортной инфраструктуры никогда не оправдают возложенных на них надежд из-за принципиальных ошибок планирования. «Генплан Нижнего Новгорода предлагает радиально-концентрическую транспортную схему. Это тупиковый путь. Хотя еще в 70-80-х гг. разрабатывалась структура города с центром в районе Комсомольской площади, с ортогональной системой магистралей по оси проспекта Ленина», – сообщил доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. Другими словами, Нижний Новгород сегодня развивается по образцу Москвы, с историческим центром в середине и расходящимися от него магистралями, где чем ближе к центру, тем страшнее пробки.
Пробка в Москве, маленьким подобием которой губернатор стремится сделать Нижний Новгород
Правда, в отличие от Москвы Нижний Новгород не имеет средств на развитие метрополитена, способного снять остроту транспортной проблемы. «Метро будет самоокупаемым при условии проживания в Нижнем трех миллионов человек, а плотность населения должна быть не менее 10 тысяч человек на 1 кв. км, – уверен Александр Иванов. – 15 километров линий метрополитена никак не могут решить транспортные проблемы города, площадь которого – 466 кв. км. Сходный по параметрам мегаполис Германии – Мюнхен – имеет 100 км линий метро, 71 км трамвайных путей и 460 км автобусных линий. Если увеличить темпы строительства метро, равные 0,3 км в год, до 1,5 км в год, на уровень 25 км мы выйдем к 2018 году, а на уровень Мюнхена – к 2070-му».
Свою лепту вносят и проблемы демографии, которые нынешние областная и городская власти, похоже, вообще не учитывают в градостроительной политике. За два десятилетия население Нижнего Новгорода уменьшилось почти на 200 тысяч человек, сократившись с 1,449 миллиона до 1,255 миллиона. При таком раскладе логично было бы сосредоточить внимание на освоении пустырей и заброшенных предприятий в существующей городской черте, по крайней мере, для того, чтобы не тратиться на строительство коммуникаций. Однако власти почему-то предпочитают развивать город за счет присоединения новых территорий, а средства вкладывать в затратное метро, а не в скоростные трамваи и не в строительство дублеров проспекта Ленина и Гагарина.
Пустырь на берегу Оки под Молитовским мостом
Бизнесмен, в 1998 году выигравший выборы мэра Нижнего Новгорода, но так и не вступивший в должность по независимым от него причинам, Андрей Климентьев так объясняет происходящее: «Сейчас строительный бизнес принадлежит в основном чиновникам и их родственникам, остальные игроки фактически вытеснены… В любом случае, инфраструктура должна строиться за счет застройщика. Строите микрорайон в Новинках, удваивая население Щербинок, – делайте второй ярус проспекта Гагарина. Но они хотят все получить за счет бюджета».
К слову, из бюджета областного дорожного фонда, скорее всего, будут погашаться и кредиты, взятые областью на строительство моста-дублера существующего волжского моста в Нижнем Новгороде и достройку южного автодорожного обхода областного центра. Как сообщил источник «Правды ПФО», об этом, в частности, шла речь на упомянутом выше заседании муниципальных законодателей в Урене.
При этом упоминался положительный опыт соседей из республики Марий Эл, чьи дороги, наряду с дорогами соседней Чувашии, пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области ранее рекомендовала своим «подшефным» СМИ усиленно критиковать, сравнивая их с нижегородскими магистралями. В частности на заседании в Урене говорилось о том, что в Марий Эл республиканским законом допускается направлять бюджетные ассигнования дорожного фонда на погашение долгов по бюджетным кредитам на ремонт и содержание автодорог, но не более 20% бюджетных ассигнований дорфонда. Не исключено, что скоро подобный законопроект будет внесен правительством области на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Капремонт в школах Заречной части Нижнего Новгорода
В рамках областной программы, в Нижнем Новгороде запланирован ремонт 51 школы. Большая часть учебных заведений расположена в Заречной части города.
Лидером по количеству школ, подлежащих капремонту, является Автозаводский район. Здесь, с 2020 по 2029 годы приведут в норму помещения 11 учебных заведений. При том, что на ремонт каждой из школ будет выделена немалая сумма, дороже всего работы обойдутся в гимназии №136 (125,8 млн.руб) и школе №127 (120,9 млн.руб). Дешевле всего будет стоить ремонт в школе №145 — 36,7 млн.рублей.
Большая часть школ, ремонт которых запланирован в Заречной части города, расположена в Канавинском и Ленинском районах города. Так, в Канавинском районе будет отремонтировано девять общеобразовательных учебных заведений. При этом больше всего средств требуется на ремонт школы №52, что на ул.Чкалова, 26. Сюда будет направлено свыше 128 млн.рублей. Меньше всего планируется потратить на школу №109 — 44,9 млн.рублей.
В Ленинском районе отремонтируют восемь учебных заведений. Наибольшее количество средств (100,8 млн.руб) выделят на восстановление нормативного состояния школы №123, расположенной по ул.Дружбы,50. Наименее дорогостоящими станут работы в школе №120 (ул.Гончарова,12), на которые требуется 35 млн.рублей.
Меньше всего в Заречной части Нижнего Новгорода, нуждаются в капремонте учебные заведения Московского и Сормовского районов Нижнего Новгорода. По данным регионального Минобразования, больше всего средств в Московском районе (83,3 млн.руб) будет выделено на работы в гимназии №67 по ул.Софьи Перовской, 5. Наименее дорогостоящим будет ремонт школы-интерната №86 — 39,2 млн.рублей.
Что касается Сормовского района, то здесь в основательном ремонте нуждаются всего три учебных заведения. Самым дорогим (110,5 млн.руб) станет ремонт школы №156, находящейся на ул.Красносормовской, 4Б.
Капремонт школ Нагорной части Нижнего Новгорода
Из всех школ, расположенных в Нагорной части Нижнего Новгорода, самыми нуждающимися в «большом» ремонте являются учебные заведения Советского района. Региональная программа «Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2020-2029 годы» затронет здесь не менее 10 школ. Самый дорогой ремонт будет проведен в средней школе № 187, которая находится на бульваре 60 лет Октября, 5. Сумма, выделенная из областного и муниципального бюджетов на эти цели, составит 143,1 млн.рублей. Меньше всего средств (28,3 млн.руб) потребуется для приведения в порядок здания лицея №38, что на ул.Ванеева, 7/57.
Что касается Приокского района, то капремонт здесь необходим всего одному учебному заведению — школе № 140 на ул.Ветлужской,2.
В Нижегородском районе Нижнего Новгорода, согласно мониторингу регионального Минобразования, в капитальном ремонте нуждается пять школ. Наиболее дорогостоящие работы, стоимостью 98,3 млн.рублей, запланированы в гимназии №1, расположенной на площади Минина, 5. Самый недорогой капремонт школы №3, что на ул.Маслякова,1, обойдется в 39 млн.рублей.
Кроме капитального ремонта, призванного обеспечить надлежащее состояние зданий учебных заведений, в Нижегородской области также запланировано строительство 101 школы. До 2025 года новые альма-матер должны появиться в Балахнинском, Навашинском, Павловском, Володарском районах области, а также в р.п. Тонкино, п. Суроватиха и в Нижнем Новгороде.
Объекты транспортной инфраструктуры, на ускоренном строительстве которых настаивает губернатор Валерий Шанцев и его «команда», в перспективе обернутся для Нижнего Новгорода непосильным бюджетным бременем. «Нюансы» градостроительной политики, когда инфраструктуру, включая дороги, за бюджетный счет тянут на окраины города, чтобы «свои» девелоперы имели возможность заработать на возведении жилых комплексов, превращают Нижний Новгород в подобие лужковской Москвы с ее неизбежным транспортным коллапсом. Но если собянинская Москва сегодня имеет деньги на то, чтобы рубить «хорды», избавляясь от тяжкого наследия Юрия Михайловича, то стремительно теряющий население Нижний Новгород после Валерия Павлиновича будет обречен на вечное стояние в пробках. Не помогут ни 15 километров убыточного метро с тупиковой веткой на Мещеру, ни второй волжский мост, кредиты на строительство которого, как предполагается, будут гасить из средств дорожного фонда.
Проблемы дорожного строительства региона обнажились на прошедшем 28 ноября заседании Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов при Законодательном собрании, где делал доклад министр транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Герасименко. В далеком северном Урене представителей местной законодательной власти собрали, чтобы объяснить им, откуда возьмутся деньги на создание с 1 января 2014 года муниципальных дорожных фондов.
Масштабы проблемы таковы, что даже в материалах к докладу г-на Герасименко, имеющихся в распоряжении «Правды ПФО» черным по белому сказано: «Подавляющее большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов». Предполагается отдать районам акцизы на ГСМ, что пополнит средствами новорожденные дорожные фонды в районах на 42 миллиарда рублей.
В глубине души Александр Герасименко понимает, что у муниципалитетов денег нет
Однако это лишь прогнозы. В действительности на местах никто толком не понимает, откуда возьмутся деньги и как ими распоряжаться, поскольку федеральная инициатива по передаче полномочий по ремонту дорог муниципалитетам очень уж идет вразрез с проводимой последние восемь лет политикой бюджетного диктата со стороны области. Ранее «Правда ПФО» писала о том, что с 1 января 2014 года область перекладывает на районы содержание 21 ФОКа, 24 спортшкол и 10 учреждений культуры.
Для сведения, годовое содержание каждого физкультурно-оздоровительного комплекса обходится в сумму около 40 миллионов рублей. Финансировать объекты предлагается из средств, «сэкономленных» районами от передачи детских садов на баланс области. Понятно, что от такой перспективы руководители на местах не в восторге. Не ждут они чудес и от вновь образуемых муниципальных дорфондов, уже получивших на местах показательное прозвище «новообразования» по аналогии с онкологическими опухолями.
«Все деньги и раньше, и сейчас, и в будущем будут сосредоточены в Нижнем Новгороде, где правительство реализует крупные и очень затратные инфраструктурные проекты», – поделился с корреспондентом «Правды ПФО» на условиях анонимности один из участников заседания в Урене. То, что районам не приходится рассчитывать на масштабное финансирование, подтверждают и цифры. К примеру, министр транспорта и автодорог Герасименко обещает к 2014 году обеспечить 20 (двадцать) населенных пунктов подъездами с твердым покрытием. И это при том, что в 1,5 тысяч населенных пунктов в регионе до сих пор можно добраться лишь по грунтовкам. Для прилегающих к областному центру районов решением могло бы стать присоединение к Нижнему Новгороду, о котором все чаще заговаривают в мэрии города. Ранее «Правда ПФО» писала о планах слияния с Богородским районом и частичном поглощении земель Дзержинска.
Дороги нижегородской глубинки
Однако наибольший интерес для власти представляют земли Кстовского района, за Анкудиновским шоссе. Ранее мы публиковали материалы, раскрывающие хитрую схему проведения инженерных коммуникаций и строительства энергомощностей якобы для нужд IT-парка «Анкудиновка», которые очень пригодились при реализации коммерческих девелоперских проектов. Например, при строительстве ЖК «Цветы» компанией, принадлежащей семье мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина. Теперь стоит вопрос о проведении до «Цветов» благоустроенной автомагистрали. Разумеется, опять за бюджетный счет. К слову, нижегородцы ранее оплатили и строительство автодороги к микрорайону «7-е небо» на Мещере, а также детсада. Туда же, на Мещеру, к 2018 году проведут ветку метро, хотя микрорайон с 20 тысячами жителей довольно сложно считать перенаселенным. Между тем, именно там разместится новый футбольный стадион на 45 тысяч зрительских мест с сопутствующей дорожной сетью.
Эксперты полагают, что запланированные огромные бюджетные расходы по строительству транспортной инфраструктуры никогда не оправдают возложенных на них надежд из-за принципиальных ошибок планирования. «Генплан Нижнего Новгорода предлагает радиально-концентрическую транспортную схему. Это тупиковый путь. Хотя еще в 70-80-х гг. разрабатывалась структура города с центром в районе Комсомольской площади, с ортогональной системой магистралей по оси проспекта Ленина», – сообщил доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. Другими словами, Нижний Новгород сегодня развивается по образцу Москвы, с историческим центром в середине и расходящимися от него магистралями, где чем ближе к центру, тем страшнее пробки.
Пробка в Москве, маленьким подобием которой губернатор стремится сделать Нижний Новгород
Правда, в отличие от Москвы Нижний Новгород не имеет средств на развитие метрополитена, способного снять остроту транспортной проблемы. «Метро будет самоокупаемым при условии проживания в Нижнем трех миллионов человек, а плотность населения должна быть не менее 10 тысяч человек на 1 кв. км, – уверен Александр Иванов. – 15 километров линий метрополитена никак не могут решить транспортные проблемы города, площадь которого – 466 кв. км. Сходный по параметрам мегаполис Германии – Мюнхен – имеет 100 км линий метро, 71 км трамвайных путей и 460 км автобусных линий. Если увеличить темпы строительства метро, равные 0,3 км в год, до 1,5 км в год, на уровень 25 км мы выйдем к 2018 году, а на уровень Мюнхена – к 2070-му».
Свою лепту вносят и проблемы демографии, которые нынешние областная и городская власти, похоже, вообще не учитывают в градостроительной политике. За два десятилетия население Нижнего Новгорода уменьшилось почти на 200 тысяч человек, сократившись с 1,449 миллиона до 1,255 миллиона. При таком раскладе логично было бы сосредоточить внимание на освоении пустырей и заброшенных предприятий в существующей городской черте, по крайней мере, для того, чтобы не тратиться на строительство коммуникаций. Однако власти почему-то предпочитают развивать город за счет присоединения новых территорий, а средства вкладывать в затратное метро, а не в скоростные трамваи и не в строительство дублеров проспекта Ленина и Гагарина.
Пустырь на берегу Оки под Молитовским мостом
Бизнесмен, в 1998 году выигравший выборы мэра Нижнего Новгорода, но так и не вступивший в должность по независимым от него причинам, Андрей Климентьев так объясняет происходящее: «Сейчас строительный бизнес принадлежит в основном чиновникам и их родственникам, остальные игроки фактически вытеснены… В любом случае, инфраструктура должна строиться за счет застройщика. Строите микрорайон в Новинках, удваивая население Щербинок, – делайте второй ярус проспекта Гагарина. Но они хотят все получить за счет бюджета».
К слову, из бюджета областного дорожного фонда, скорее всего, будут погашаться и кредиты, взятые областью на строительство моста-дублера существующего волжского моста в Нижнем Новгороде и достройку южного автодорожного обхода областного центра. Как сообщил источник «Правды ПФО», об этом, в частности, шла речь на упомянутом выше заседании муниципальных законодателей в Урене.
При этом упоминался положительный опыт соседей из республики Марий Эл, чьи дороги, наряду с дорогами соседней Чувашии, пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области ранее рекомендовала своим «подшефным» СМИ усиленно критиковать, сравнивая их с нижегородскими магистралями. В частности на заседании в Урене говорилось о том, что в Марий Эл республиканским законом допускается направлять бюджетные ассигнования дорожного фонда на погашение долгов по бюджетным кредитам на ремонт и содержание автодорог, но не более 20% бюджетных ассигнований дорфонда. Не исключено, что скоро подобный законопроект будет внесен правительством области на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Капремонт в школах Заречной части Нижнего Новгорода
В рамках областной программы, в Нижнем Новгороде запланирован ремонт 51 школы. Большая часть учебных заведений расположена в Заречной части города.
Лидером по количеству школ, подлежащих капремонту, является Автозаводский район. Здесь, с 2020 по 2029 годы приведут в норму помещения 11 учебных заведений. При том, что на ремонт каждой из школ будет выделена немалая сумма, дороже всего работы обойдутся в гимназии №136 (125,8 млн.руб) и школе №127 (120,9 млн.руб). Дешевле всего будет стоить ремонт в школе №145 — 36,7 млн.рублей.
Большая часть школ, ремонт которых запланирован в Заречной части города, расположена в Канавинском и Ленинском районах города. Так, в Канавинском районе будет отремонтировано девять общеобразовательных учебных заведений. При этом больше всего средств требуется на ремонт школы №52, что на ул.Чкалова, 26. Сюда будет направлено свыше 128 млн.рублей. Меньше всего планируется потратить на школу №109 — 44,9 млн.рублей.
В Ленинском районе отремонтируют восемь учебных заведений. Наибольшее количество средств (100,8 млн.руб) выделят на восстановление нормативного состояния школы №123, расположенной по ул.Дружбы,50. Наименее дорогостоящими станут работы в школе №120 (ул.Гончарова,12), на которые требуется 35 млн.рублей.
Меньше всего в Заречной части Нижнего Новгорода, нуждаются в капремонте учебные заведения Московского и Сормовского районов Нижнего Новгорода. По данным регионального Минобразования, больше всего средств в Московском районе (83,3 млн.руб) будет выделено на работы в гимназии №67 по ул.Софьи Перовской, 5. Наименее дорогостоящим будет ремонт школы-интерната №86 — 39,2 млн.рублей.
Что касается Сормовского района, то здесь в основательном ремонте нуждаются всего три учебных заведения. Самым дорогим (110,5 млн.руб) станет ремонт школы №156, находящейся на ул.Красносормовской, 4Б.
Объекты транспортной инфраструктуры, на ускоренном строительстве которых настаивает губернатор Валерий Шанцев и его «команда», в перспективе обернутся для Нижнего Новгорода непосильным бюджетным бременем. «Нюансы» градостроительной политики, когда инфраструктуру, включая дороги, за бюджетный счет тянут на окраины города, чтобы «свои» девелоперы имели возможность заработать на возведении жилых комплексов, превращают Нижний Новгород в подобие лужковской Москвы с ее неизбежным транспортным коллапсом. Но если собянинская Москва сегодня имеет деньги на то, чтобы рубить «хорды», избавляясь от тяжкого наследия Юрия Михайловича, то стремительно теряющий население Нижний Новгород после Валерия Павлиновича будет обречен на вечное стояние в пробках. Не помогут ни 15 километров убыточного метро с тупиковой веткой на Мещеру, ни второй волжский мост, кредиты на строительство которого, как предполагается, будут гасить из средств дорожного фонда.
Проблемы дорожного строительства региона обнажились на прошедшем 28 ноября заседании Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов при Законодательном собрании, где делал доклад министр транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Герасименко. В далеком северном Урене представителей местной законодательной власти собрали, чтобы объяснить им, откуда возьмутся деньги на создание с 1 января 2014 года муниципальных дорожных фондов.
Масштабы проблемы таковы, что даже в материалах к докладу г-на Герасименко, имеющихся в распоряжении «Правды ПФО» черным по белому сказано: «Подавляющее большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов». Предполагается отдать районам акцизы на ГСМ, что пополнит средствами новорожденные дорожные фонды в районах на 42 миллиарда рублей.
В глубине души Александр Герасименко понимает, что у муниципалитетов денег нет
Однако это лишь прогнозы. В действительности на местах никто толком не понимает, откуда возьмутся деньги и как ими распоряжаться, поскольку федеральная инициатива по передаче полномочий по ремонту дорог муниципалитетам очень уж идет вразрез с проводимой последние восемь лет политикой бюджетного диктата со стороны области. Ранее «Правда ПФО» писала о том, что с 1 января 2014 года область перекладывает на районы содержание 21 ФОКа, 24 спортшкол и 10 учреждений культуры.
Для сведения, годовое содержание каждого физкультурно-оздоровительного комплекса обходится в сумму около 40 миллионов рублей. Финансировать объекты предлагается из средств, «сэкономленных» районами от передачи детских садов на баланс области. Понятно, что от такой перспективы руководители на местах не в восторге. Не ждут они чудес и от вновь образуемых муниципальных дорфондов, уже получивших на местах показательное прозвище «новообразования» по аналогии с онкологическими опухолями.
«Все деньги и раньше, и сейчас, и в будущем будут сосредоточены в Нижнем Новгороде, где правительство реализует крупные и очень затратные инфраструктурные проекты», – поделился с корреспондентом «Правды ПФО» на условиях анонимности один из участников заседания в Урене. То, что районам не приходится рассчитывать на масштабное финансирование, подтверждают и цифры. К примеру, министр транспорта и автодорог Герасименко обещает к 2014 году обеспечить 20 (двадцать) населенных пунктов подъездами с твердым покрытием. И это при том, что в 1,5 тысяч населенных пунктов в регионе до сих пор можно добраться лишь по грунтовкам. Для прилегающих к областному центру районов решением могло бы стать присоединение к Нижнему Новгороду, о котором все чаще заговаривают в мэрии города. Ранее «Правда ПФО» писала о планах слияния с Богородским районом и частичном поглощении земель Дзержинска.
Дороги нижегородской глубинки
Однако наибольший интерес для власти представляют земли Кстовского района, за Анкудиновским шоссе. Ранее мы публиковали материалы, раскрывающие хитрую схему проведения инженерных коммуникаций и строительства энергомощностей якобы для нужд IT-парка «Анкудиновка», которые очень пригодились при реализации коммерческих девелоперских проектов. Например, при строительстве ЖК «Цветы» компанией, принадлежащей семье мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина. Теперь стоит вопрос о проведении до «Цветов» благоустроенной автомагистрали. Разумеется, опять за бюджетный счет. К слову, нижегородцы ранее оплатили и строительство автодороги к микрорайону «7-е небо» на Мещере, а также детсада. Туда же, на Мещеру, к 2018 году проведут ветку метро, хотя микрорайон с 20 тысячами жителей довольно сложно считать перенаселенным. Между тем, именно там разместится новый футбольный стадион на 45 тысяч зрительских мест с сопутствующей дорожной сетью.
Эксперты полагают, что запланированные огромные бюджетные расходы по строительству транспортной инфраструктуры никогда не оправдают возложенных на них надежд из-за принципиальных ошибок планирования. «Генплан Нижнего Новгорода предлагает радиально-концентрическую транспортную схему. Это тупиковый путь. Хотя еще в 70-80-х гг. разрабатывалась структура города с центром в районе Комсомольской площади, с ортогональной системой магистралей по оси проспекта Ленина», – сообщил доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. Другими словами, Нижний Новгород сегодня развивается по образцу Москвы, с историческим центром в середине и расходящимися от него магистралями, где чем ближе к центру, тем страшнее пробки.
Пробка в Москве, маленьким подобием которой губернатор стремится сделать Нижний Новгород
Правда, в отличие от Москвы Нижний Новгород не имеет средств на развитие метрополитена, способного снять остроту транспортной проблемы. «Метро будет самоокупаемым при условии проживания в Нижнем трех миллионов человек, а плотность населения должна быть не менее 10 тысяч человек на 1 кв. км, – уверен Александр Иванов. – 15 километров линий метрополитена никак не могут решить транспортные проблемы города, площадь которого – 466 кв. км. Сходный по параметрам мегаполис Германии – Мюнхен – имеет 100 км линий метро, 71 км трамвайных путей и 460 км автобусных линий. Если увеличить темпы строительства метро, равные 0,3 км в год, до 1,5 км в год, на уровень 25 км мы выйдем к 2018 году, а на уровень Мюнхена – к 2070-му».
Свою лепту вносят и проблемы демографии, которые нынешние областная и городская власти, похоже, вообще не учитывают в градостроительной политике. За два десятилетия население Нижнего Новгорода уменьшилось почти на 200 тысяч человек, сократившись с 1,449 миллиона до 1,255 миллиона. При таком раскладе логично было бы сосредоточить внимание на освоении пустырей и заброшенных предприятий в существующей городской черте, по крайней мере, для того, чтобы не тратиться на строительство коммуникаций. Однако власти почему-то предпочитают развивать город за счет присоединения новых территорий, а средства вкладывать в затратное метро, а не в скоростные трамваи и не в строительство дублеров проспекта Ленина и Гагарина.
Пустырь на берегу Оки под Молитовским мостом
Бизнесмен, в 1998 году выигравший выборы мэра Нижнего Новгорода, но так и не вступивший в должность по независимым от него причинам, Андрей Климентьев так объясняет происходящее: «Сейчас строительный бизнес принадлежит в основном чиновникам и их родственникам, остальные игроки фактически вытеснены… В любом случае, инфраструктура должна строиться за счет застройщика. Строите микрорайон в Новинках, удваивая население Щербинок, – делайте второй ярус проспекта Гагарина. Но они хотят все получить за счет бюджета».
К слову, из бюджета областного дорожного фонда, скорее всего, будут погашаться и кредиты, взятые областью на строительство моста-дублера существующего волжского моста в Нижнем Новгороде и достройку южного автодорожного обхода областного центра. Как сообщил источник «Правды ПФО», об этом, в частности, шла речь на упомянутом выше заседании муниципальных законодателей в Урене.
При этом упоминался положительный опыт соседей из республики Марий Эл, чьи дороги, наряду с дорогами соседней Чувашии, пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области ранее рекомендовала своим «подшефным» СМИ усиленно критиковать, сравнивая их с нижегородскими магистралями. В частности на заседании в Урене говорилось о том, что в Марий Эл республиканским законом допускается направлять бюджетные ассигнования дорожного фонда на погашение долгов по бюджетным кредитам на ремонт и содержание автодорог, но не более 20% бюджетных ассигнований дорфонда. Не исключено, что скоро подобный законопроект будет внесен правительством области на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Капремонт в школах Заречной части Нижнего Новгорода
В рамках областной программы, в Нижнем Новгороде запланирован ремонт 51 школы. Большая часть учебных заведений расположена в Заречной части города.
Лидером по количеству школ, подлежащих капремонту, является Автозаводский район. Здесь, с 2020 по 2029 годы приведут в норму помещения 11 учебных заведений. При том, что на ремонт каждой из школ будет выделена немалая сумма, дороже всего работы обойдутся в гимназии №136 (125,8 млн.руб) и школе №127 (120,9 млн.руб). Дешевле всего будет стоить ремонт в школе №145 — 36,7 млн.рублей.
Большая часть школ, ремонт которых запланирован в Заречной части города, расположена в Канавинском и Ленинском районах города. Так, в Канавинском районе будет отремонтировано девять общеобразовательных учебных заведений. При этом больше всего средств требуется на ремонт школы №52, что на ул.Чкалова, 26. Сюда будет направлено свыше 128 млн.рублей. Меньше всего планируется потратить на школу №109 — 44,9 млн.рублей.
В Ленинском районе отремонтируют восемь учебных заведений. Наибольшее количество средств (100,8 млн.руб) выделят на восстановление нормативного состояния школы №123, расположенной по ул.Дружбы,50. Наименее дорогостоящими станут работы в школе №120 (ул.Гончарова,12), на которые требуется 35 млн.рублей.
Меньше всего в Заречной части Нижнего Новгорода, нуждаются в капремонте учебные заведения Московского и Сормовского районов Нижнего Новгорода. По данным регионального Минобразования, больше всего средств в Московском районе (83,3 млн.руб) будет выделено на работы в гимназии №67 по ул.Софьи Перовской, 5. Наименее дорогостоящим будет ремонт школы-интерната №86 — 39,2 млн.рублей.
Что касается Сормовского района, то здесь в основательном ремонте нуждаются всего три учебных заведения. Самым дорогим (110,5 млн.руб) станет ремонт школы №156, находящейся на ул.Красносормовской, 4Б.
Объекты транспортной инфраструктуры, на ускоренном строительстве которых настаивает губернатор Валерий Шанцев и его «команда», в перспективе обернутся для Нижнего Новгорода непосильным бюджетным бременем. «Нюансы» градостроительной политики, когда инфраструктуру, включая дороги, за бюджетный счет тянут на окраины города, чтобы «свои» девелоперы имели возможность заработать на возведении жилых комплексов, превращают Нижний Новгород в подобие лужковской Москвы с ее неизбежным транспортным коллапсом. Но если собянинская Москва сегодня имеет деньги на то, чтобы рубить «хорды», избавляясь от тяжкого наследия Юрия Михайловича, то стремительно теряющий население Нижний Новгород после Валерия Павлиновича будет обречен на вечное стояние в пробках. Не помогут ни 15 километров убыточного метро с тупиковой веткой на Мещеру, ни второй волжский мост, кредиты на строительство которого, как предполагается, будут гасить из средств дорожного фонда.
Проблемы дорожного строительства региона обнажились на прошедшем 28 ноября заседании Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов при Законодательном собрании, где делал доклад министр транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Герасименко. В далеком северном Урене представителей местной законодательной власти собрали, чтобы объяснить им, откуда возьмутся деньги на создание с 1 января 2014 года муниципальных дорожных фондов.
Масштабы проблемы таковы, что даже в материалах к докладу г-на Герасименко, имеющихся в распоряжении «Правды ПФО» черным по белому сказано: «Подавляющее большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов». Предполагается отдать районам акцизы на ГСМ, что пополнит средствами новорожденные дорожные фонды в районах на 42 миллиарда рублей.
В глубине души Александр Герасименко понимает, что у муниципалитетов денег нет
Однако это лишь прогнозы. В действительности на местах никто толком не понимает, откуда возьмутся деньги и как ими распоряжаться, поскольку федеральная инициатива по передаче полномочий по ремонту дорог муниципалитетам очень уж идет вразрез с проводимой последние восемь лет политикой бюджетного диктата со стороны области. Ранее «Правда ПФО» писала о том, что с 1 января 2014 года область перекладывает на районы содержание 21 ФОКа, 24 спортшкол и 10 учреждений культуры.
Для сведения, годовое содержание каждого физкультурно-оздоровительного комплекса обходится в сумму около 40 миллионов рублей. Финансировать объекты предлагается из средств, «сэкономленных» районами от передачи детских садов на баланс области. Понятно, что от такой перспективы руководители на местах не в восторге. Не ждут они чудес и от вновь образуемых муниципальных дорфондов, уже получивших на местах показательное прозвище «новообразования» по аналогии с онкологическими опухолями.
«Все деньги и раньше, и сейчас, и в будущем будут сосредоточены в Нижнем Новгороде, где правительство реализует крупные и очень затратные инфраструктурные проекты», – поделился с корреспондентом «Правды ПФО» на условиях анонимности один из участников заседания в Урене. То, что районам не приходится рассчитывать на масштабное финансирование, подтверждают и цифры. К примеру, министр транспорта и автодорог Герасименко обещает к 2014 году обеспечить 20 (двадцать) населенных пунктов подъездами с твердым покрытием. И это при том, что в 1,5 тысяч населенных пунктов в регионе до сих пор можно добраться лишь по грунтовкам. Для прилегающих к областному центру районов решением могло бы стать присоединение к Нижнему Новгороду, о котором все чаще заговаривают в мэрии города. Ранее «Правда ПФО» писала о планах слияния с Богородским районом и частичном поглощении земель Дзержинска.
Дороги нижегородской глубинки
Однако наибольший интерес для власти представляют земли Кстовского района, за Анкудиновским шоссе. Ранее мы публиковали материалы, раскрывающие хитрую схему проведения инженерных коммуникаций и строительства энергомощностей якобы для нужд IT-парка «Анкудиновка», которые очень пригодились при реализации коммерческих девелоперских проектов. Например, при строительстве ЖК «Цветы» компанией, принадлежащей семье мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина. Теперь стоит вопрос о проведении до «Цветов» благоустроенной автомагистрали. Разумеется, опять за бюджетный счет. К слову, нижегородцы ранее оплатили и строительство автодороги к микрорайону «7-е небо» на Мещере, а также детсада. Туда же, на Мещеру, к 2018 году проведут ветку метро, хотя микрорайон с 20 тысячами жителей довольно сложно считать перенаселенным. Между тем, именно там разместится новый футбольный стадион на 45 тысяч зрительских мест с сопутствующей дорожной сетью.
Эксперты полагают, что запланированные огромные бюджетные расходы по строительству транспортной инфраструктуры никогда не оправдают возложенных на них надежд из-за принципиальных ошибок планирования. «Генплан Нижнего Новгорода предлагает радиально-концентрическую транспортную схему. Это тупиковый путь. Хотя еще в 70-80-х гг. разрабатывалась структура города с центром в районе Комсомольской площади, с ортогональной системой магистралей по оси проспекта Ленина», – сообщил доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. Другими словами, Нижний Новгород сегодня развивается по образцу Москвы, с историческим центром в середине и расходящимися от него магистралями, где чем ближе к центру, тем страшнее пробки.
Пробка в Москве, маленьким подобием которой губернатор стремится сделать Нижний Новгород
Правда, в отличие от Москвы Нижний Новгород не имеет средств на развитие метрополитена, способного снять остроту транспортной проблемы. «Метро будет самоокупаемым при условии проживания в Нижнем трех миллионов человек, а плотность населения должна быть не менее 10 тысяч человек на 1 кв. км, – уверен Александр Иванов. – 15 километров линий метрополитена никак не могут решить транспортные проблемы города, площадь которого – 466 кв. км. Сходный по параметрам мегаполис Германии – Мюнхен – имеет 100 км линий метро, 71 км трамвайных путей и 460 км автобусных линий. Если увеличить темпы строительства метро, равные 0,3 км в год, до 1,5 км в год, на уровень 25 км мы выйдем к 2018 году, а на уровень Мюнхена – к 2070-му».
Свою лепту вносят и проблемы демографии, которые нынешние областная и городская власти, похоже, вообще не учитывают в градостроительной политике. За два десятилетия население Нижнего Новгорода уменьшилось почти на 200 тысяч человек, сократившись с 1,449 миллиона до 1,255 миллиона. При таком раскладе логично было бы сосредоточить внимание на освоении пустырей и заброшенных предприятий в существующей городской черте, по крайней мере, для того, чтобы не тратиться на строительство коммуникаций. Однако власти почему-то предпочитают развивать город за счет присоединения новых территорий, а средства вкладывать в затратное метро, а не в скоростные трамваи и не в строительство дублеров проспекта Ленина и Гагарина.
Пустырь на берегу Оки под Молитовским мостом
Бизнесмен, в 1998 году выигравший выборы мэра Нижнего Новгорода, но так и не вступивший в должность по независимым от него причинам, Андрей Климентьев так объясняет происходящее: «Сейчас строительный бизнес принадлежит в основном чиновникам и их родственникам, остальные игроки фактически вытеснены… В любом случае, инфраструктура должна строиться за счет застройщика. Строите микрорайон в Новинках, удваивая население Щербинок, – делайте второй ярус проспекта Гагарина. Но они хотят все получить за счет бюджета».
К слову, из бюджета областного дорожного фонда, скорее всего, будут погашаться и кредиты, взятые областью на строительство моста-дублера существующего волжского моста в Нижнем Новгороде и достройку южного автодорожного обхода областного центра. Как сообщил источник «Правды ПФО», об этом, в частности, шла речь на упомянутом выше заседании муниципальных законодателей в Урене.
При этом упоминался положительный опыт соседей из республики Марий Эл, чьи дороги, наряду с дорогами соседней Чувашии, пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области ранее рекомендовала своим «подшефным» СМИ усиленно критиковать, сравнивая их с нижегородскими магистралями. В частности на заседании в Урене говорилось о том, что в Марий Эл республиканским законом допускается направлять бюджетные ассигнования дорожного фонда на погашение долгов по бюджетным кредитам на ремонт и содержание автодорог, но не более 20% бюджетных ассигнований дорфонда. Не исключено, что скоро подобный законопроект будет внесен правительством области на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.