1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань


Фото: ОАО РЖД

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань (ВСМ Москва-Казань) — это участок высокоскоростной пассажирской магистрали № 2 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Екатеринбург. На этом маршруте, протяженность которого превышает 1560 км, участок от Москвы до Казани является приоритетным.

Эффект от строительства участка Москва – Казань может составить порядка 3 трлн руб., А затраты на реализацию проекта, по предварительным расчетам, оцениваются примерно в 900 млрд. руб., в том числе федеральные инвестиции — 600 млрд руб.

Разработка и реализация проекта возложена на специально созданное дочернее подразделение РЖД – «Скоростные магистрали». Поезда по таким магистралям смогут развить скорость до 400 км/ч.

Проект приобретает реальные очертания

25 мая 2013 года на совещании «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации» Владимир Путин заявил, скоростная железная дорога Москва-Казань может появиться одной из первых. Сейчас интермодальные ветки связывают между собой три российских города: Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород. Есть также ветка Санкт-Петербург – Хельсинки. Эти проекты, по мнению президента, оправдали себя. Поэтому нужно заняться другими маршрутами.

Президент отметил, что время в пути от Москвы до Казани, если построят дорогу, сократится с 11,5 часов до 3 часов 30 минут. Он также подчеркнул, что Поволжье – это промышленный район, здесь проживает большое количество наших граждан, регион активно развивается, и нуждается в улучшении связи с центром страны, со столицей.

На совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин озвучил предварительную стоимость проекта. По его словам, она составит 928 миллиардов рублей, из них — государственный гранд 650 миллиардов рублей. На этапе эксплуатации не обойтись без государственной субсидии в размере 315 миллиардов рублей. При реализации проекта доходы государства за вычетом расходов составят 5,3 триллиона рублей. А годовая доходность бюджета — 6,88 %. Рентабельность проекта можно также повысить за счет льготного налогообложения.

Читать еще:  Инспектирование крупного транспортно – пересадочного узла Смоленской железной дороги и линий метрополитена Собяниным

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, интерес к проекту проявили представители Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанк, и Газпромбанк.

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань может появиться к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Привокзальный котлован

В новейшей истории ВСМ Петербург — Москва есть эпизод, прославленный как один из самых громких политических скандалов современной Северной столицы. Речь о привлечении в 1997 году баснословного (на тот момент) и нелегитимного кредита под строительство альтернативного вокзала. Проект заслужил у политического истеблишмента звание самой дорогой в мире ямы — сейчас это назвали бы устойчивым мемом. Ввержение города в неподъемные долги стало одним из самых весомых аргументов в устах противников губернатора (в 1996–2003 годах) Владимира Яковлева и одной из главных тем для оппозиционной прессы.

История началась в далеком 1992 году, когда ради создания магистрали было учреждено Российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ»). Его учредителями выступили федеральное министерство имущества (87% акций) и городские власти. Компания вышла на нулевой цикл — рядом с Московским вокзалом был вырыт котлован. Это стало единственным реальным действием РАО.

В 1997 году при активном участии губернатора Владимира Яковлева, сенсационно обыгравшего на выборах 1996 года Анатолия Собчака, решено было привлечь на завершение проекта (строительство и магистрали, и транспортно–коммерческого комплекса с гостиницей, офисными и торговыми площадями) крупный кредит. Это должно было стать одним из первых крупных и поддержанных Москвой проектов нового градоначальника. Консорциум английских банков (Indosuez и SBC Warburg) решился выдать под эту идею кредит $200 млн сроком на 13 лет под 7,3% годовых. Гарантом возврата выступило министерство финансов России. Субгарантом должен был стать Петербург как субъект федерации.

Читать еще:  В столице на участке Третьего пересадочного контура метрополитена начата проходка тоннеля к станции «Шелепиха» от станции «Хорошевская»

Однако поручительство по кредиту, завизированное Владимиром Яковлевым, так и не было ратифицировано Законодательным собранием города, многие депутаты которого находились тогда в оппозиции к городскому голове. Пикантности ситуации добавило то, что против займа выступил первый — финансовый — вице–губернатор яковлевского правительственного кабинета, один из лидеров местной партии «Яблоко»Игорь Артемьев (сегодня — глава Федеральной антимонопольной службы РФ). Ситуация была феноменальной: Артемьев совмещал чиновную должность с постом депутата ЗакСа. Привлечение кредита он назвал «финансовой авантюрой».

Несмотря ни на что, кредит был открыт. А в 1998 году президент Борис Ельцин своим указом прекратил строительство рядом с Московским вокзалом.

Впоследствии федеральный бюджет пытался включить в список своих официальных внешних долгов сумму $65 млн (эти деньги РАО «ВСМ» все же успело потратить на нулевом цикле строительства) — как субгарантированную Петербургом. А в марте 2003 года Минфин заблокировал счета города из–за того, что городской комитет финансов отказался внести в отчет об исполнении бюджета–2002 задолженность по этому кредиту. В 2004 году министерство подало в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск к Смольному. Сумма требований составила около $20 млн. Администрация Петербурга ответила встречным иском о признании недействительным поручительства города.

Судебная история развивалась уже в период управления Петербургом Валентины Матвиенко. Финансовый вице–губернатор ее правительства Михаил Осеевский (сегодня — президент ПАО «Ростелеком», в 2011–2012 годах — замминистра экономического развития России) говорил тогда: «Что касается ямы возле Московского вокзала, то это имущество Российской Федерации».

Арбитраж удовлетворил иск Минфина, признав его претензии законными, но постановил, что возвращать долги должна не казна Петербурга, а собственно РАО «ВСМ».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector